Ёдзи Ямамото – легенда авангардной моды и любимый дизайнер ваших любимых дизайнеров. Им вдохновляется Рик Оуэнс, Раф Симонс и многие другие. Пока Ямамото говорил, что черпает вдохновения только у себя, его фигуру в истории моды сравнивали с Вивьен Вествуд в ее тяге к протесту и всему необычному и с Коко Шанель в ее любви к черному цвету и классике.
Основная идея одежды от Ёдзи Ямамото заключается в том, что она должна ни больше, ни меньше менять представления обычных покупателей о модной сфере жизни.
Мы сегодня пройдемся по основным этапам более чем 50-летней карьеры дизайнера и сосредоточимся не столько на отдельных вещах или коллекциях, сколько на том, что для Ямамото означает мода, и как он ее создает.
Конечно, имя дизайнера можно произносить, как Йоджи, но правильнее все таки будет говорить/писать Ёдзи.
Ёдзи родился в Токио в 1943 году. Его отец скоропостижно погиб на полях сражений Второй Мировой войны, а его мать, которая работала портнихой, долгие годы держала траур по умершему мужу, нося черный цвет. Это немало повлияло на вкусы будущего дизайнера.
«Уже в три-четыре года я знал, что жизнь, должно быть, очень тяжелая штука. Я должен был сражаться. Я должен был защитить свою маму»
Единственное, что останавливало молодого человека сразу заняться дизайном одежды было то, что в Японии с середины прошлого века это занятие считалось немужественным. После получения диплома юриста молодой человек решил, что его страсть важнее предрассудков.
В конце 1960-х Ёдзи закончил знаменитый японский колледж моды BUNKA, который также является альма-матер для таких известных японских дизайнеров, как NIGO, Джун Такахаси и Джуния Ватанабе.
Вскоре после окончания учебы Ямамото основал свою первую компанию, занимавшуюся пошивом одежды под названием Y. Но свою первую женскую коллекцию он выпустил лишь в 1977 году. Ожидание в несколько лет было верным решением, ведь первая коллекция Ёдзи, представленная в Токио, сразу стала успешной и позволила ему открыть первый бутик.
«С самого начала я хотел, чтобы женщины носили мужскую одежду. Мне хотелось защитить женское тело от чего-то — может быть, от мужских глаз или холодного ветра»
Он хотел отражать не женскую сексуальность, а ее внутренний мир, чистую красоту и ум. Например, Ямамото часто открывает спину или шею в женских моделях, но никогда не использует декольте и другие сексуализированные элементы.
Ямамото раскрывает сексуальность одежды через ее многослойность и асимметричность. С его точки зрения, такие элементы сохраняют интригу, побуждая настоящий интерес.
Первый показ дизайнера в Париже состоялся в 1981 году и временной разрыв между крупными событиями в биографии в очередной раз сыграл на руку нашему сегодняшнему герою. Показу предшествовало долгое и достаточно бедное пребывание в Париже, когда дизайнер готовил новое шоу.
Он представил деконструктивистские, неровные, рваные, оверсайзнутые и многослойные образы, в то время, как на моделях были неопрятные причёски, и не было макияжа.
Коллекция шокировала аудиторию. Люди не поняли, почему у девушек нет шпилек, почему у одежды такие странные пропорции. По заявлению одного из французских журналистов, модели напоминали жертв Хиросимы или холокоста.
И тем не менее, этот показ навсегда изменил европейскую моду и стал настоящим коммерческим успехом.
Позже Ямамото скажет, что он приехал в Париж не для того, чтобы что-то изменить, и уж точно не для того, чтобы следовать каким-то трендам. Он хотел делать моду, которая ему нравится, и открыть небольшой магазин.
Однако дизайнер не знал, что именно в этот год и именно на этой неделе моды байеры со всего мира пытались найти что-то новое, и они нашли это в вещах от Y. В том же 1981 Ямамото открыл свой первый бутик в Париже.
Можно подумать, что европейские покупатели впечатлилась уникальным японским стилем, но Кензо Такада совершил дебют задолго до 1981. Годом ранее основательница Comme des Garçons Рей Кавакубо представила свой взгляд на моду. Кстати, с последней у Ямамото сложились долгие продуктивные отношения, так что Ямамото просто показал еще одну грань этой богатой культуры.
Кстати, бренд Yohji Yamamoto появился в том же 1981 году из-за того, что Ив Сен Лоран настоял на том, чтобы молодой дизайнер не использовал свой логотип на показах, так как одинокая буква «Y» слишком сильно походила на логотип YSL, и Ёдзи уступил именитому кутюрье.
То, что многие по началу не могли произнести название, не помешало Ямамото полноценно запустить женскую линейку (Y's) в 1984 году и в 1987 году запустить линию мужской одежды (pour homme). Сегодня их дополняют линейки костюмов «costume d'homme» и «Ground Y» для молодежи.
Всех их объединяют использование грубых простых, но надежных тканей и любовь к черному цвету.
В конце 1990-х – начале 2000-х спортивная одежда и стритвир стали захватывать модное поле, но дизайнер не забывал о развитии искусства, и в 2002 он представил свою первую кутюрную коллекцию.
Не смотря на это, Ёдзи чувствовал перемены в трендах. Он наблюдал, как в то время деловые люди стали сочетать строгие костюмы и кроссовки, и Ямамото находил эту странную смесь «невероятно очаровательной», он также называл ее «увлекательным гибридом».
Ямамото решил, что хочет использовать в своих показах знаменитые силуэты спортивной обуви. Тогда он обратился к Nike, но бренд сказал, что его интересует не высокая мода, а только спортивная одежда.
Тогда дизайнер позвонил напрямую в главный офис adidas с предложением сотрудничества. Бренд практически сразу согласился.
Создание их совместного лейбла Y-3 опередило свое время. Но не в том ключе, как это часто бывает, когда общество и профессиональное сообщество не приняли новшество, а скорее в том, что Ямамото и adidas стали одними из пионеров направления творческих коллабораций.
Нейминг совместного бренда прост и элегантен. В нем «Y» означает Ёдзи, а цифра «3» означает знаменитые три полоски adidas. Он символизирует объединение высокой моды и спортивных технологий, а три полоски стали важнейшей частью будущих коллекций.
«adidas и я – мы просто любим друг друга,— говорит Ямамото, — японцы и немцы – умные люди. У нас одинаковый рабочий ритм, и нет ничего, что не может быть решено. Спортивный мир и его технологии стремятся к практичности и функциональности, в то время как высокая мода стремится к обратному. Y-3 – исследование сочетания спорта и стиля, а также напряженности, вызванной смешением традиций».
В этом многолетнем союзе они создали множество спортивной одежды, кроссовок, летних и зимних айтемов. Эта одежда стала первой массовой в карьере дизайнера, и главное – это настоящая совместная работа, где adidas принимал инновации дизайнера, а Ямамото ограничивал свою креативность, что позволило найти баланс между авангардным искусством и поп-культурой.
Среди наиболее интересных релизов кроссовок стоит выделить следующие модели:
Qasa
Response TR
Kohna
Kaiwa
Коммерческий успех Y-3 совпал с коммерческим провалом Yohji Yamamoto. В 2009 году в конце одного из своих показов дизайнер вышел на сцену и заявил, что его компания находится на грани банкротства с многомиллионным долгом, но он не собирается сдаваться.
Тогда за финансовые вопросы Ямамото взялись профессиональные управленцы, которые в течение полугода спасли бренд от провала. Ценой стало то, что Ёдзи потерял право собственности на свой основной бренд, оставшись в нем пожизненным креативным директором. И это, по его собственному заявлению, сделало его жизнь легче.
С тех пор он создал много интересного в рамках своего бренда и в рамках совместных проектов. Среди коллабораций Ёдзи Ямамото стоит отметить:
Dr. Martens
Supreme
Lamborghini
Об этом мало кто говорит, кроме самого Ёдзи, но в своей работе он часто применяет эстетику классической японской философии ваби-саби. Она восхищается образами грубой потертой, но уютной природы, отражающей несовершенство.
Объяснить суть этого стиля можно следующим образом: допустим, у вас есть любимая кружка. На ней есть скол, трещина, неотмывающееся пятно, стершаяся надпись, но тем не менее, это ваша любимая кружка.
В этом вся суть одежды от Ёдзи Ямамото. По сей день его дизайны мало чем отличаются от того, что мы могли видеть в начале его карьеры. И в какой-то степени это показатель качества, но в большей – показатель неподдельного стиля.